On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 12:24. Заголовок: Двуслойная оболочка теплового ЛА


Наверное, ждать ответа от ув. Александра придётся долго: сейчас, небось, Великие Луки, потом будет Дмитров...
А очередная фантазия на тему оболочки просится на бумагу (хоть бы и виртуальную).

Ведь если сделать оболочку теплового аэростатического ЛА (ТАЛА) двуслойной, да так, чтобы между слоями оставалась воздушная полость (см. картинку в сообщении #2 на http://forum.sla.ru/showthread.php?p=1031#post1031), то перепад температур между холодным наружным и горячим воздухом внутри оболочки можно поднять почти в 2 раза (а стало быть, возрастёт и подъёмная сила).

Это легко посчитать, использовав формулу конвективных теплопотерь из книги А.В. Таланова "Всё о воздушных шарах" (спасибо ему ещё раз за неё ). Ведь задавая произвольную температуру воздуха в полости между слоями, можно проверять, равны ли теплопотери через внутренний слой - теплопотерям через слой внешний (ведь кроме, как наружу, деваться им некуда).

Казалось бы, зачем утяжелять оболочку - ведь можно подогреть воздух до нужной температуры и горелкой (лишь бы оболочку не спалить)?

Так-то оно так, да только горючего на поддержание полёта будет уходить, грубо говоря, в 2 раза меньше - а значит, летать можно дольше (читай - дальше).
Горелка может быть не такой мощной (читай - тяжёлой и дорогой).
Существенно понижаются требования по термоустойчивости к внешнему слою - красивому и прочному (читай - дорогому), тогда как механически ненагруженный внутренний слой может быть сделан просто из полимерной плёнки (читай - дешёвой и лёгкой).
При заданной грузоподъёмности ТАЛА можно уменьшить его размеры - а, стало быть, тепловой дирижабль (ради которого мы, собственно, всем этим делом и занимаемся) будет компактнее (читай - быстрее и маневреннее).

В общем, на выставке НТТМ, которая будет проходить на ВВЦ 20-24 июня с.г., мы представляем модель такой оболочки, с которая испытанная зимой 5-кубовая наша модель (см. http://forum.sla.ru/showthread.php?t=229 )поднимется (надеюсь) в воздух, подогреваемая всего лишь спиралью от киловаттной электроплитки. Естественно, это всего лишь макет, который нельзя считать свободным аэростатом; но что характерно - при удалении внутренней оболочки (из 15-микронного полипропилена) модель не взлетает (не хватает мощности горелки), а с внутренней оболочкой - должна, согласно расчётам, взлететь. Хоть и стала граммов на 200 потяжелее.

Может, конечно, всё изложенное и не ново (как оказалось с открывающимися щелями в оболочке); но это меня волнует мало.
Больше волнует, чтобы не оказались мои прикидки фикцией.
Для выявления чего и выношу их на суд виртуальной общественности.

С уважением ко всем.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 15:34. Заголовок: Если привязной - тог..


Если привязной - тогда понятно.

А не просветите далёкого от змееводства: ВД это хто?
И ещё существенней вопрос: о марке и производителе 6-граммовой плёнки для мусорных мешков.

Заранее благодарен

С уважением

PS. Excel-табличку для расчёта ЛТХ аэростатов с одно- и двухслойной оболочкой см. http://delta.wtr.ru/files/Alpha_.xls .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 16:18. Заголовок: Если по-учёному, то ..


Если по-учёному, то это есть результат нелинейности волновых явлений.
Теорию можно посмотреть по адресу
http://nonlinear.akustics.ru/read/ru/5D649D78887CEF2A5F091EA7050757F0942AFDA4/pg_0178.htm

На пальцах, для себя - я уподобил бы это давлению, которое оказывает прибой на берег или на любую границу, от которой волны отражаются.
При том, что на корабль (а тем более щепку) в открытом море - никакого давления, судя по всему нет

Так что если разместить излучатель колебаний под верхней мембраной, то на неё какое-то давление звуковые волны будут оказывать - правда, пока непонятно - какое именно. Сколько граммов вешать, как говорил персонаж известного рекламного ролика.

И уж совсем непонятно, какую такую силу может порождать одинокая колеблющаяся мембрана.
А если на самом деле порождает какое-то действие, то где искать его противодействие?

Из других непоняток в этой статье:
- почему в формуле (1) стоит разность лучистого и конвективного теплообмена, а не их сумма?
- зачем разорачивать в полёте двойной "элемент объёма конструкции тепловой схемы", а не распустить его прямо на земле?

Подогреваться воздух в этой перевёрнутой бочке может с самого начала, и это никак не мешает работе газонаполненной части этого розьера.
А опущенные боковые стенки никак не мешают движению конструкции вверх - без них же непонятно, откуда брать энергию для горизонтального движения.

С уважением

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 18:03. Заголовок: Спасибо за табличку ..


Спасибо за табличку с ЛТХ.
Правда, по моим прикидкам потери тепла будут примерно на 35% больше чем в вашей программе.
Слишком оптимистичные прогнозы получаются. В принципе, можно опытным путем попытаться определить невязку, проанализировав время полета шара на остатке теплого воздуха. Для этого нужно знать теплоемкость воздуха и ее зависимость от температуры. Среднюю температуру в шаре легко определить по его подъемной силе, которая определяется с высокой точностью. Правда, без интегралов здесь не обойтись, но можно наскоряк подогнать численно. Еще вариант - замерить скорость падения подъемной силы во времени на небольшом промежутке времени. Теплоемкостью тонкой оболочки, думаю, можно пренебречь, хотя можно и учесть - теплоемкость полиэтилена хорошо изученная величина.
Кстати, условия теплообмена в больших аэростатах могут не соответствовать монеткам - все-таки там ткань, здесь пленка, разные конвективные потоки.
Про производителя не скажу, но тонкие мусорные пакеты на 30 литров мне попались плотностью 6,1 г/м2, на 60 л - 7.1 г/м2 (но в большинстве тяжелее, выбирал наощупь самые тонкие). Пакеты на 120 литров самые тонкие - 14 г/м2 но мне попались с пленкой низкого качества, неоднородной структуры.
Еще тонкую пленку нашел - закрывашка для ремонта, 2,4х15 м, плотностью 7.3 г/м2. Мои средства взвешивания конечно не совершенны, но врут не больше +-10%. Прозрачный лавсан, на который я возлагал большие надежды, оказался слишком тяжел - 27.5 г/м2.
Собираюсь строить чисто солнечный аэростат.
Вот здесь буду докладывать, что получается :-)
http://ballooning.borda.ru/?1-2-0-00000012-000-0-0-1234615430


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 13:32. Заголовок: В отношении двухслой..


В отношении двухслойной оболочке ручаться за точность пока не могу; но для однослойной оболочки полагаю, формулы из книги А.В. Таланова, заложенные в Excel-табличку, достаточно точны.

При подъёме первого нашего аэростата МоНеТА:

объёмом 5 кубов (радиус 1, 05 м, но юбка более вытянутая, чем мы делаем теперь) вес горелки с газовым баллоном был 600 граммов, толщина плёнки 15 мкм... ну, ещё всякий такелаж мог потянуть граммов на 50, не меньше. Запуск проходил при температуре -5, при этом аэростат уверенно уходил вверх, и натяжение привязного фала было не символическим: до 100 граммов.

Расчёты по Excel-табличке дают значение 88 г, так на 35%-ное увеличение мощности теплопотерь как-то не похоже.
А из каких соображений Вы считаете, что они должны быть выше?

С уважением

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 15:50. Заголовок: Извините что вопросо..


Извините что вопросом на вопрос отвечаю, но какова мощность горелки и насколько точно эту мощность можно определить? За газовую я бы не поручился, что она дает то, что написано в паспорте, тем более что качество газа в баллончиках здорово "гуляет".
Я прикидываю Q=SxdeltaT/R, здесь S - площадь, deltaT - разница температур между наружным и внутренним воздухом, R - термическое сопротивление оболочки, если пренебрегать толщиной оболочки, R=1/Ан+1/Ав, где Ан и Ав - коэффициенты теплообмена на наружной и на внутренней поверхности оболочки. Тут у меня слабое место Ав - непонятно как брать лучистую составляющую поверхностного теплообмена внутри аэростата. Если Ан и Ав взять ~8..12, как раз и получаются завышенные значения. Для наружной поверхности заслуживают доверия формулы 1-3 отсюда: http://www.balcony.ru/info/art28/


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.09 15:39. Заголовок: По-хорошему, в расчё..


По-хорошему, в расчёте кроме внутренней и наружной температур Тв и Тн должна принимать участие температура оболочки То.

Тогда лучевой теплообмен между оболочкой и внутренним объёмом воздуха должен, по идее, быть равным
Qл = S x sigma x (Тв^4 - То^4)

Но я, честно говоря, пока не испытываю нужды в пересмотре формулы расчёта Q, предложенной А.В. Талановыми и заложенной в нашу Excel-табличку.

Проблема определения фактической мощности N горелки, конечно, существует, но главная проблема в её определении, ПМСМ, не в пересмотре (уточнении и усложнении) методики расчёта Q, а в проведении корректного замера всех остальных величин, входящих в упомянутую формулу (начиная с размеров и объёма шара) - или в создании специального стенда для замера N.
С учётом того, что реально отдаваемая мощность действительно гуляет процентов на 10 в ту и другую сторону (из-за качества газа, состояния горелки, подачи воздуха и пр.), перспектива самодеятельного, но точного экспериментального определения N выглядит довольно уныло.

На практике мы просто измеряем расход газа за 50-100 сек, считая его теплотворную способность по самым скромным нормам (см. http://www.ekip-gas.ru/log/4/log1.shtml ) и берём КПД горелки 80% - рассматривая результат как верхнюю границу достижимой мощности N.
Для обеспечения запаса управляемости считаем, что мощность висения (она же взлётная мощность) должна быть не больше 0,8 N - иначе горелка и на максимальной мощности не сможет остановить шар, раньше времени пошедший вниз.

Впрочем, это вопрос уже техники пилотирования: если вы поймали мощность висения и чувствуете движение воздуха, то вам не придётся врубать максимальную мощность, чтобы удержать шар.
Он же тяжёлый, зараза: при весе конструкции 5-кубового шара (с двухслойной оболочкой) 1300 граммов - полная масса шара (с учётом массы горячего воздуха в оболочке) получается почти 6 кг.
Поди останови такую махину жалкой парой сотен ватт!

С уважением

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет